Состав консультационной группы
Статус
Компания сегодня
История компании
Наши услуги
Ключевые проекты
Наши партнеры
Наши клиенты
Руководство компании
Вакансии
Наши координаты
Что такое управленческое консультирование?
Стратегическое планирование
Корпоративные структуры
Системы принятия решений
Региональное развитие
Клиенты
Наши услуги
Проекты
Стоимость услуг
Клиенты
Наши услуги
Исследования рынков
Схема работы
Стоимость услуг
Клиенты
Наши услуги
Стоимость услуг
Проекты
Наши услуги
Служба защиты налогоплательщика
Стоимость услуг
Клиенты
Консультационные услуги для инновационных компаний
Постановка инновационного менеджмента
Исследования в области инноваций
Подход к реализации проектов комплексной автоматизации
Основа консультационной деятельности
Услуги в области комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий и ФПГ
«Партнерство с 1С:Консалтинг»
Исследовательские проекты
Клиенты
Новости компании
Новости профессии
Новости компании
Новости профессии
|на главную
СПЛАН. На главную страницу
|карта сайта
СПЛАН. Группа консультационных компаний. На главную страницуСПЛАН. Группа консультационных компаний. На главную страницуСПЛАН. Группа консультационных компаний. На главную страницуСПЛАН. Группа консультационных компаний. На главную страницуСПЛАН. Группа консультационных компаний. На главную страницу

Наши услуги
Исследования рынков
Схема работы
Стоимость услуг
Клиенты
Маркетинг Исследования рынков
ОБЗОР РЫНКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (2002 г.)
Рынок учебной и научной литературы является специфическим сегментом издательского рынка (наряду с художественной, научно-популярной, детской и др. литературой). С другой стороны, он тесно связан с рынком образовательных услуг и чутко реагирует на все новации и эксперименты в этой области.
Участники рынка

Россия имеет богатейшие традиции как в области образования, так и в книгоиздательском деле. Значение учебной и научной литературы для нашей страны трудно переоценить. Конец государственной монополии и переход к рыночным отношениям в начале 90-х годов дал мощный толчок развитию этой сферы деятельности, одновременно породив немало проблем. До сих пор не выработано оптимальное сочетание рыночных механизмов и механизмов государственной поддержки образовательного книгоиздания.

В последние годы ассортимент учебно-образовательной литературы для школ стал более насыщенным. Значительно расширился выбор программ и учебников. Этому способствовал не только спрос на новые оригинальные пособия, но и финансовая политика государства, направленная на поддержку учебного книгоиздания.

535,5 млн. экземпляров, что явилось рекордным показателем выпуска по названиям за всю историю российского книгоиздания.

Более 230 издательств и других организаций выпускают учебно-методическую литературу для школ. Литература 72 издательств представлена в списке литературы, рекомендованной Министерством высшего и профессионального образования России на 2001-2002 учебный год. Всего этими издательствами каждый год выпускается около 3500 названий учебно-методической литературы (см. рис.). 22 издательства участвуют в Федеральном перечне изданий, порядка 50 издательств, как предполагается, будут участвовать в Каталоге грифованной литературы.

Кроме того, еще примерно 250 издательств выпускают ежегодно до 3000 названий литературы для детей и юношества, которая входит в различные школьные списки рекомендованной для прочтения учащимися литературы. А всего на сегодня в обращении в школах находится более 10 тысяч названий учебно-методической литературы.

Сегментирование рынка

Рынок учебной литературы весьма обширен и разнороден. Четкое выделение сегментов затруднено, т. к. в каталогах и справочных системах книги группируются по разным основаниям, исходя из сложившейся практики продаж.

Для более четкого понимания рынка нужно выделить критерии сегментирования учебной литературы. Сочетание этих критериев дает значительное количество узких целевых сегментов.

В первую очередь потребуется разделить рынок по критериям «тип потребителя» и «тип издания», в результате чего получаем 21 узкий сегмент:

Матрица сегментирования
Тип потребителя / Тип издания

Потребитель / Издание Учебные пособия Методические пособия Практические пособия Словари, справочники Энциклопедии
Школьники С1 С2 С3 С4 С5
Учащиеся средних спец. заведений С6 С7 С8 С9 С10
Абитуриенты С11 С12 С13 С14 C15
Студенты С16 С17 С18
Повышающие квалификацию С19 С20 С21


В сегментах С1 – С4 до начала 90-х годов монополистом было издательство «Просвещение». Развитие рынка образования, появление альтернативных учебных курсов и методик преподавания привело к появлению на рынке значительного числа новых издателей. На сегодняшний день ведущие позиции в этих сегментах занимают «Просвещение», ИД «Дрофа», а также издательство «АСТ». Они выпускают весь спектр изданий для школьников. Книги именно этих производителей составляют основу Федерального перечня учебников. Более узкие сегменты занимают издательства «Оникс ХХI век», «Вентана-Граф», «Вита-Пресс», «Центр гуманитарного образования», АРКТИ и ряд других.

В сегментах С16 - С18 традиционно работает издательство «Высшая школа», а также издательства ведущих высших учебных заведений. Кроме того, можно назвать Книжный дом «Университет», «Эдиториал УРСС» и ряд других. На этот сегмент стремится распространить свое влияние и ИД «Дрофа».

Наименее развит сегмент учебной литературы для средних специальных заведений (С6 – С10). Потребность в ней частично удовлетворяет издательство «Высшая школа», однако выпускаемых книг не хватает как по ассортименту, так и по тиражам. Что касается сегментов С9 и С10, то предложение на них практически отсутствует.

Интересная ситуация сложилась в сегменте энциклопедий и энциклопедических словарей (С5, С15). Это специфический вид изданий, который одновременно обладает признаками учебной, научной и научно-популярной литературы. До 1991 г. монополией на выпуск энциклопедической литературы владело издательство «Советская энциклопедия». Колоссальный потенциал, накопленный «СЭ», дает возможность его преемнику – «Большой Российской Энциклопедии» (БРЭ) – по сей день оставаться лидером в этом сегменте книжной продукции. Книгоиздательский «бум» начала 90-х годов вывел на рынок целую плеяду новых издателей энциклопедий. На сегодняшний день с этим видом литературы активно работают «Вече», «Тера», «Олимп» и другие. В сегменте детских энциклопедических изданий лидирует издательство «Росмэн».

Основной российский производитель всех типов словарей – издательство «Русский язык» (С4, С14). С 1998 г. «Русский язык» выпускает серию словарей совместно с ИД «Дрофа». На рынке двуязычных словарей широко представлены иностранные издательства – Oxford, Collins, Webster, BBC. В сегменте словарей для школьников (С4) работают «Просвещение», «Терра», «Школа-пресс», «АСТ».



Для связи: +7 (903) 792-45-73 info@splan.ru    |    Copyright Splan 2013